Персональный сайт педагога
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам».Конспект ОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма. Методы и приемы: Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения; Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение. Ход занятия: Дети заходят, становятся в круг. Приветствие: Доброе утро птицы запели, Добрые люди вставайте с постели, Солнце встает и идет по делам, Доброе утро всем нам и гостям! Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Воспитатель. Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.) Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку). Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку). Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке. Сказка «Катя и три волка» Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.) Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная) Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Игра «Узнай сказку по героям». Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они есть. 1.Дед, жучка, внучка, мышка («Репка 2.Мышка, бабка, яичко («Курочка Ряба»). 3.Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь («Дюймовочка»). 4.Царь, три сына, стрела, болото («Царевна-лягушка»). -Ребята, перед вами сказочные герои: заяц, волк, лиса, медведь, колобок. Вопросы: Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок) Как можно назвать остальных героев? (дикие животные). Каких героев здесь не хватает? (старик, старуха). Как называется эта сказка? («Колобок»). Молодцы! И этим заданием справились! И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого). Воспитатель. Клубок, веди нас дальше. Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». (3 -4). Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им). «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя») «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок») «Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк») «Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка») Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого) Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! Физкультурная минутка "Сказки" (проводят дети под руководством педагога) Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу") Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам). – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят" - Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».) - А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) Воспитатель: Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого). А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками) Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу! 1. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна – лягушка 2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга 3. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…(Айболит). 4.Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка ( Дюймовочка ). 5.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя). 6. Кто исполнял все желания Емели? Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего) Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра: «Ты мне – я тебе». (Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!- Воспитатель: Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового) У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы! Потом мы с вами в этой книге нарисуем все сказки, что повстречались нам на пути, и у нас появится настоящая книга сказок. Я хочу сказать вам всем спасибо от сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки. Молодцы! Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу. 9 октября 2019 в 14:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.