Персональный сайт педагога

Конспект ОД по исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментирование


Задачи:

-формировать представление о круговороте воды в природе;

- способствоватьразвитию умения самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи;

- способствоватьзакреплению и расширению знаний об окружающем мире, его экологической системе;

-воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру.

Материалы:

·        Картинка,изображающая круговорот воды в природе;

·         Чайник;

·         Стекло;

·        Капельки изцветного картона;

·        Полоска голубойткани;

·        Голубые ленточки.

Методические приемы:

1.     Художественное слово;

2.     Проведение опытов;

3.     Подвижная игра;

4.      Беседа сдетьми;

5.      Вопросы кдетям.

 

Предварительная работа:

Наблюдениеза облаками, дождём, состоянием природы после дождя. Чтение художественныхпроизведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко«Дождик», А. Александрова « Дождик накрапывает», Н. Кувшинникова «Гроза».

Дидактическаяигра «Путешествие капельки», экспериментирование  с водой.

Индивидуально – дифференцированныйподход:

Побуждатьдетей с низким уровнем развития к деятельности с помощью вопросов, действий,поручений. Побуждать робких и застенчивых детей включать в коллективные игры. Сболее высоким уровнем развития побуждать на более сложные поручения, задания,побуждать к творчеству и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности

 

Воспитатель: Ребята,посмотрите на глобус, который в точности повторяет Землю, где мы с вами живём.Какого цвета на нём больше всего?

Предполагаемые ответы детей: Голубого, синего.

Воспитатель: Правильно,больше всего на нём голубой краски, а голубым цветом на картах изображают воду.Вода и жизнь всегда рядом. Там, где есть вода, там есть и жизнь.

Воспитатель: А для чегочеловеку нужна вода?

Предполагаемые ответы детей:  Мыть руки, полы, стирать, пить и т.д.

Воспитатель: Как выдумаете, ребята, а где живут капли воды в нашей группе?

Предполагаемые ответы детей:  В умывальнике, в туалете, где моют посуду, вуголке природы, в чайнике и т.д.

Воспитатель:  Правильно, молодцы! Давайте это проверим исовершим для этого путешествие по нашей группе. Где есть вода, туда будемнаклеивать капельки.

Предполагаемые ответы детей:Помощнику воспитателя нужна вода.

Воспитатель: Зачем?

Предполагаемые ответы детей:  Мыть посуду, полы, вытирать пыль (приклеиваюткапельку).

Втуалетной комнате – чтобы мыть руки и лицо (приклеивают капельку).

Вуголке природы – цветы поливать, без воды они засохнут, завянут (приклеиваюткапельку).

Гдестоит чайник – вода нужна, чтобы дети могли её пить (приклеивают капельку).

Воспитатель: Посмотрите,ребята, как много нужно воды в одной только нашей группе. А вот Арина И.выучила стихотворение про воду.

Выступление Арины И..: Вы слыхали о воде?

                                        Говорят,она везде!

                                        В луже,в море, в океане

                                        И в водопроводном кране.

                                        Как,сосулька, замерзает,

                                        В лестуманом заползает.

                                        Наплите у вас кипит,

                                        Паром чайника шипит,

                                        Без неёвам не умыться,

                                        Ненаесться, не напиться!

                                        Смеювам я доложить:

                                        Без воды нам не прожить!

Воспитатель:  Дети, подумайте и скажите, откуда берётся водав кране?

Мыкаждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается.

Предварительные ответы детей:  из реки, озера, лужи.

Воспитатель: В кране –реки воды. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначалаони плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

Воспитатель: А как жерождается речка? Хотите узнать?

(Приглашаетдетей подойти, кладёт перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани).

  

Наземле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большаярека образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать своюбольшую речку?

Предварительные ответы детей:  Да, хотим.

Воспитатель: Вот эташирокая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты –ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А какпопадает вода в речку?

Воспитательпоказывает схему круговорота воды в природе и рассказывает:

солнце нагревает поверхностьреки. И под действием солнца, часть воды испаряется и поднимается вверх в виденевидимого пара. В воздухе водяной пар охлаждается и становится маленькимикапельками воды. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде дождя илиснега выпадает обратно на землю.

Дождевые капли попадают вреку, а реки несут свои воды в море. И всё начинается сначала. Так на землепроисходит постоянный круговорот воды. Каждая капелька воды в природе проходитсвой путь снова и снова, участвуя в общем круговороте.

Воспитатель: А сейчас мы свами поиграем в игру.

Игра «Ходят капельки по кругу»

( физкультминутка).

Воспитательговорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки, и им пораотправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя).

Капелькипрыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетеликапельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать.Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капелькисоставляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большойречкой ( ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке,путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (детиперестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки вокеане, а потом вспомнили, что мама Туча наказывала им домой вернуться. А туткак раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими. Потянулись вверх (вытягиваютруки вверх) испарились они лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы,Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Воспитатель:  А сейчас, ребята, мы с вами сядем за стол ипроведём опыт.

Вместосолнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что–нибудьпроизошло?

Предварительные ответы детей:   Нет.

Воспитатель: Включаемчайник. Чайник закипает, открываю крышку. Что вы слышите?

Предварительные ответы детей:  Бульканье, вода кипит.

Воспитатель: Дети, а чтоэто такое идёт из чайника?

Предварительные ответы детей:   Пар.

Воспитатель: Антон, какназывается дымок из чайника?

Предварительные ответы детей:  Пар.

Воспитатель: Геля, назови,что из чайника выходит?

Предварительные ответы детей:  Пар.

Воспитатель: Гдеобразуется пар? В чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.

Азнаете ли вы, что когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и неразлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой тёплый, какиммы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Такполучаются… А чтобы узнать, что получается, надо отгадать загадки.

Загадка: Белая вата плывёткуда – то,

Чемвата ниже, тем дождик ближе.

                                                   (Облако).

Облакасоединяются вместе и образуется то, что спрятано в загадке.

Загадка: Кто плывёт понебосводу

               В чёрной шапке до бровей?

               Кто по небу носит воду?

              Подскажите поскорей!

                                                  (Туча).

Воспитатель: Сейчас я вампокажу, как образуется облако. Подносим прозрачное стекло к пару (кипящемучайнику). Что мы видим?

Предварительные ответы детей:   Стекло запотело.

Воспитатель: Это облако.

Затемстекло убирается от горлышка и дети наблюдают, как стекло остывает, и капаюткапли. Это дождь.

         В природе такое путешествие капелькиназывается круговоротом воды в природе. Поэтому в наших реках, озёрах и моряхвода не исчезает, а проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.Ребята, подумайте и скажите, а надо ли беречь воду?

Предварительные ответы детей:  Да.

Воспитатель: Почему?

Предварительные ответы детей:  Чтобы пить, умываться, купаться,стирать белье.

Воспитатель: А чтослучится, если пропадёт вода?

Предварительные ответы детей: 

Воспитатель: Как нужноберечь воду?

Предварительные ответы детей:  Не бросать в реки мусор, не мыть там машины ивелосипеды, не оставлять краны открытыми, закрывать их до конца, чтобы вода некапала.

Воспитатель: Дети, адавайте посмотрим, что знают о воде наши гости. Загадаем им несколько загадок.

Уважаемые гости!

Наши дети приготовили загадки:

1.     Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной

Ледяной поит водой.

                               (Родник).

2.     Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!

                              (Лёд).

 

3.     Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

                      (Ручеёк)

4.     Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

                           (Облака).

5.     Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий –           (В море).

Воспитатель: И гости у насмолодцы! Правильно отгадали все наши загадки. А мою загадку вы отгадаете!

Гдесамая вкусная вода?

                                     ( Вроднике).

Воспитатель: Правильно. Явчера ездила на наш Марьевский родник, и привезла оттуда чистой, родниковойводы. Хочу вас угостить.

Воспитатель: Вкусная вода?

Предварительные ответы детей: Да

Воспитатель: А мне оченьпонравилось, как вы сегодня путешествовали с капелькой. А что вам больше всегопонравилось?

Предварительные ответы детей: Ходить речкой, проводить опыт,загадывать загадки.

Воспитатель: Молодцы, какмного вы теперь знаете  о «Круговоротеводы в природе».

 

Литература.

1.     Горькова Л.Г., Кочерина А.В., Обухова Л.А. «Сценариизанятий по экологическому воспитанию дошкольников» - Москва «ВАКО» 2007 г.

2.     О.А. Воронкович «Добро пожаловать в экологию» Санкт –Петербург «Детство – пресс» 2004 г.

3.     Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 – 7лет» Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004 г.

4.     «Неизвестное рядом» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина – М.: ТЦ «Сфера» 2001 г.

                

 

12 февраля 2020 в 14:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.